Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации положила начало формированию в России института местного самоуправления. Местное самоуправление отнесено Основным законом России к основам конституционного строя и наделено властными полномочиями. Оно призвано регулировать весь спектр общественных отношений, возникающих на территориях определенных муниципальных образований. В настоящее время в городах Российской Федерации все большее развитие получает территориальное общественное самоуправление, как наиболее массовая и действенная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление становится одним из важнейших элементов системы местного самоуправления, призванным содействовать реализации прав и свобод гражданина по месту жительства и формировать партнерские отношения населения и местных органов власти при выработке и принятии решений. Согласно ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». Оно осуществляется непосредственно населением или через создаваемые им органы ТОС. В сферу деятельности ТОС, как общественной формы местного самоуправления, должны входить проблемы территории, в границах которой оно осуществляется, налаживание многомерных связей, отстаивание корпоративных интересов граждан территории и посильное оказание социальных услуг. То есть, органы ТОС, согласно законодательству призваны разрешать практически все проблемы, возникающие на территории их деятельности. Именно в этом их основное назначение - оперативно реагировать на возникающие проблемы и, по возможности, разрешать их самостоятельно. Важность и необходимость развития ТОС органами местной власти обусловлена, прежде всего, тем, что оно способствует вовлечению граждан в процесс самоуправления в формах исключительно доступных и понятных каждому жителю. Следовательно, территориальное общественное самоуправление следует рассматривать как составную часть системы местного самоуправления и как форму непосредственного участия населения в местном самоуправлении. В целях информирования населения о деятельности органов ТОС, распространения положительного опыта их работы по организации участия граждан в благоустройстве территорий дворов, улиц, микрорайонов, населенных пунктов, в осуществлении собственных инициатив по решению вопросов местного значения необходимо регулярно освещать деятельность органов ТОС в средствах массовой информации. Глава поселения организует работу структурных подразделений местной администрации по освещению деятельности органов ТОС в средствах массовой информации. Освещение деятельности органов ТОС осуществляется также путем создания и ведения на официальном сайте администрации; выпуска информационного вестника территориального общественного самоуправления. Глава поселения привлекает местные средства массовой информации на открытые совещания, семинары, субботники и другие мероприятия, проводимые с участием органов ТОС, а также на мероприятия, проводимые органами ТОС самостоятельно. Орган местного самоуправления определяет места и устанавливает доски объявлений в целях информирования населения о намерениях по проведению мероприятий с участием органов ТОС, а также для обнародования различных нормативно распорядительных документов, касающихся деятельности ТОС. В рамках информационного освещения деятельности территориального общественного самоуправления необходимо рассказывать о роли органов ТОС в жизни территорий, о помощи, которую они оказывает людям, о лучших руководителях органов ТОС, о том, как осуществляется взаимодействие с муниципальной властью, с общественными организациями, какие оно дает результаты. Информированность населения о работе органов местного самоуправления и взаимодействии с общественностью всегда является залогом доверия людей к местной власти и успешного развития территорий.
К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.
ТОС является формой прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления.
ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций, а также посредством создания органов ТОС. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.
ТОС является эффективной формой реализации собственных инициатив, направленных на улучшение качества жизни людей на своей территории.
Если граждане хотят изменить жизнь вокруг себя, реализовать свои проекты и/или привлечь органы местного самоуправления к реализации своих предложений, они могут действовать разными способами, например, создать некоммерческую организацию или выступить с неформализованной инициативой, но одним из самых действенных способов является создание ТОС.
Почему именно ТОС? Если ваши идеи касаются вашего непосредственного окружения (места проживания), то есть носят локальный характер и для их воплощения в жизнь вам нужно участие и поддержка других людей (ближних и дальних соседей), а также решение конкретных вопросов с органами власти, то наилучшей формой является ТОС, так как:
- это установленная законом форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, обязанность по поддержке которой возложена как на органы и должностных лиц местного самоуправления, так и на органы и должностных лиц государства. ТОС сами могут инициировать вопросы о формах и объеме такой поддержки, а органы и должностные лица должны будут рассмотреть данные предложения;
- создание ТОС требует начального согласия ваших соседей (со-седской общины) - не менее трети из жителей соответствующей территории (достигших 16 летнего возраста) должны поддержать идею создания ТОС в решении учредительного собрания или конференции. Такая даже пассивная вовлеченность в деятельность ТОС дает основание обращаться к жителям за поддержкой в реализации конкретных инициатив и право выступать от их имени при взаимодействии с органами власти и с другими организациями и гражданами. Органы ТОС представляют не сами себя, а всех жителей конкретной территории – это очень усиливает их влияние и возможность в выстраивании своей деятельности;
- ТОС вправе участвовать в принятии решений, касающихся как вопросов их территории, так и других вопросов по организации жизнедеятельности в муниципальном образовании, таким образом, они являются активными участниками местного самоуправления, а их обращения и предложения обязательны для рассмотрения органами и должностными лицами местного самоуправления;
- деятельность ТОС ограничивается только территориально (границами деятельности ТОС), но может быть очень разнообразной по решаемым вопросам, так как инициативы ТОС реализуются по “вопросам местного значения”, т.е. совпадают с содержанием деятельности органов местного самоуправления.
К вопросам местного значения, которые наиболее часто становятся предметом деятельности ТОС, относятся:
- обустройство и благоустройство места проживания - создание детских и спортивных площадок, организация мест отдыха, озеленение территории;
- создание и содержание инфраструктуры - ремонт дорог, организация водоснабжения, создание физкультурно-оздоровительных комплексов;
- сохранение культурно-исторического наследия своей территории - создание и реконструкция памятников и мемориальных комплексов, организация и проведение культурных мероприятий, соревнований, организация музейной деятельности;
- экологическая безопасность и охрана окружающей среды - ликвидация несанкционированных свалок, строительство накопителей твердых бытовых отходов (ТБО), организация раздельного сбора мусора.
Кроме того, ТОС активно занимаются работой с детьми (организация дворовых команд, соседский присмотр за детьми, подростковые клубы и пр.), а также помощью нуждающимся (пожилым и одиноким людям, инвалидам, одиноким матерям и т.д.).
Еще одной важной возможностью является внесение предложений по развитию своей территории в органы местного самоуправления и разработка проектов развития территории с последующим их включением в различные программы финансирования. Предложения ТОС, направленные в органы местного самоуправления, обязательны для рассмотрения данными органами и должностными лицами.
1. Органы местного самоуправления в рамках своей компетенции:
1) оказывают содействие населению в реализации права на ТОС;
2) оказывают помощь инициативным группам жителей в проведении собраний, конференций жителей;
3) разрабатывают и принимаю нормативные правовые акты, устанавливающие порядок организации и осуществления ТОС;
4) устанавливают сферы совместной компетенции с ТОС, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с ТОС;
5) участвуют по приглашению органов ТОС в работе конференций и собраний ТОС;
6) оказывают органам ТОС организационную и методическую помощь;
7) создают необходимые условия для становления и развития системы ТОС и содействуют его органам в осуществлении их полномочий;
8) информируют органы ТОС о планируемых и принятых решениях органов местного самоуправления, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории;
9) осуществляют другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Представители органов ТОС вправе принимать участие в работе органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы населения территории, на которой действует орган ТОС.
3. Вмешательство органов и должностных лиц местного самоуправления в деятельность ТОС, осуществляемую в пределах компетенции ТОС, недопустимо, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Решение от 14.11.2017 № 66 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Пролетарское сельское поселение». Скачать (формат - .doc)